2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«История» для студентов по специальности ЭБУ.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем Часов
|
Уровень усвоения * |
|
Введение |
Общая характеристика и периодизация новейшей истории |
2 |
1 |
|
Раздел 1. Послевоенное устройство мира. Этапы «Холодной войны». |
|
19 |
|
|
Тема1.1. Послевоенное мирное урегулирование стран Европы. |
Лекция: Послевоенное устройство мира. Сравнительная характеристика 1МВ и 2МВ. Последствия 2МВ. Зарубежные учебники о роли стран Европы, США и СССР в победе над фашисткой коалицией. Интересы СССР, США ,Франции и Великобритании в послевоенном переустройстве мира. Политика в отношении Германии. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа: Повторить этапы 1МВ и 2МВ. Цель: закрепить изученный материал |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция: Вопросы коллективной безопасности в мире. Начало нового противостояния. Вопросы коллективной безопасности - возникновение ООН. Речь У.Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумена «о сдерживании коммунизма». «План Маршалла». Начало «Холодной войны». |
2 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Поиск материала в СМИ о создателях ядерной и водородной бомб. Доклад о испытании оружия массового поражения. Цель: освоить навыки работы с дополнительным материалом |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция: Военно - политические блоки второй половины 20ека и их значение. Создание военно-политических блоков: цели, принципы, содержание деятельности |
1 |
1 |
|
|
Семинар: Деятельность военно-политических блоков . Работа с источниками. Составить таблицу по деятельности ООН, НАТО,СЭВ,ОВД и др. Цель: закрепить умения систематизации исторических данных. |
1 |
1,2 |
|
|
Тема 1.2. Этапы «Холодной войны» |
Лекция. «Холодная война». Первый этап. Последствия испытаний оружия массового поражения: гонка вооружений. Первый этап: Корейская война как первый опыт «Холодной войны». Интересы США и СССР в ходе китайско-японской войны. Приход к власти Мао Цзедуна. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа: Читать материалы учебника о ходе Корейской войны. Доклад: « Великий Мао и система «сталинизма». Цели: закрепить навыки работы с историческим материалом; отработать умения первичного анализа данных. |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция. Содержание второго и третьего этапов «Холодной войны». Второй этап: Национальные конфликты в Югославии, Греции и их роль на противостояния биполярного мира. «Карибский кризис» и выработка первых механизмов «сдерживания» ядерной войны. Третий этап: Мирные договоры 70-х годов, реальности в их выполнении США и СССР. и гонка вооружений в 80-х гг. |
2 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Разобрать и законспектировать материалы учебника и Хрестоматии о ходе Карибского кризиса. Цель: изучить новые данные по тем; отработать навыки конспектирования. |
1 |
1 |
|
|
Лекция. Завершение «Холодной войны» после развала СССР. Возобновление «Холодной войны» на современном этапе. Четвертый этап: Договоры о разоружении. Роль М.С.Горбачева в снижении напряженности мирового сообщества. Распад СССР. Вопросы об окончании «Холодной войны» и накал противостояния РФ и США на современном этапе. Ядерное оружие в руках экстремистских террористических организаций и стран третьего мира. |
2 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Поиск материалов СМИ о современном наращивании ядерного потенциала и демонстрации сил отдельными станами. Цель: Расширить кругозор, выработать самостоятельную точку зрения по проблеме. |
1 |
1,2 |
|
|
|
||||
Тема 1.3. Страны «третьего мира». Борьба за независимость, падение колониальной системы. |
Лекция. Борьба за независимость развивающихся и отсталых стран в период «Холодной войны». Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Вопросы преодоления отсталости. Образование новых государств и религиозных диаспор. Возникновение разновидности тоталитарного режима-исламизма. |
1 |
1 |
|
|
Семинар: Дискуссия на тему: «Закончилась ли «Холодная война» с развалом СССР?» Работа в командах. |
1 |
2,3 |
|
Раздел2. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы, США и Азии во 2 пол 20в. |
|
30 |
|
|
Тема2.1. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы. |
Лекция. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы. Социально-экономическое развитие стран З.Европы. Роль плана Маршалла в восстановлении Европы. Особенности развития по странам: Франция, Италия, Великобритания. Показатели роста ФРГ. Сравнительная характеристика с Восточной Европой. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа: Изучение материалов учебника по развитию стран Франции, Британии, Италии. Доклад: «Ш.де Голль и его наследие о Франции». Цель: закрепить изученный материал; освоить навыки публичного выступления. |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция. Политические модели демократизации общества в Западной Европе. Анализ социально-экономических показателей по З.Европе в сравнении с США, Японией, СССР. Политические модели демократизации общества. «Тетчеризм» и неоконсерватизм Европы в 80-90хгг. |
2 |
1 |
|
|
Тема2.2. Социально-экономическое и политическое развитие стран Восточной Европы во 2 пол.20 в. |
Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие стран Восточной Европы. Образование социалистического лагеря. Модели социализма в Венгрии, Югославии, Болгарии, Румынии, Польше и Чехословакии. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа: изучение материала учебника и хрестоматии. Подготовка к семинару. Цель: закрепить изученный материал, отработать навыки систематизации исторических фактов. |
1 |
1 |
|
|
Лекция. Особенности социализма в странах Восточной Европы. Отношения с СССР. Взаимоотношения стран Восточной Европы в рамках СЭВ и Организаций Варшавского договора. Режим Н.Чаушеску и «социализм с человеческим лицом» А.Дубчека. «Пражская весна» и кризис доверия к СССР. |
1 |
1 |
|
|
Семинар: Трудности взаимоотношений восточной Европы и СССР. Дискуссия: зависимость или сотрудничество В.Европы и СССР (Работа в командах). Задание в рабочих тетрадях индивидуально. |
1 |
1,2 |
|
|
Тема 2.3. Социально-экономическое и политическое развитие США во 2пол.20 в. |
Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие США во второй половине 20века. Итоги 2МВ для США. Роль финансового и военно-политического лидерства США в странах Европы и Азии. Политика Р.Никсона. «Рейганомика» и идея «всеобщего благоденствия». Правление Д.Буша, Клинтона, Дж.Буша мл. в США. Изменения внешнеполитического курса. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа: Поиск материалов в СМИ. Противоречия общественно-политических и молодежных движений в США 80-90гг. Цель: расширить кругозор по теме; сформировать самостоятельную точку зрения. |
1 |
1,2 |
|
|
Семинар: Работа в тетрадях: «Сравнительная характеристика « тетчеризма» и «рейганомики». Обсуждение: Неоконсерватизм и обострение внешнеполитических отношений в мире. |
2 |
2,3 |
|
|
Тема 2.4. Основные направления развития стран Азии , Ближнего Востока и Латинской Америки во 2 пол 20в. |
Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие Японии во второй половине 20 века. «Экономическое чудо» в Японии. Изменение политического и экономического статуса Японии в мире. Опыт прогрессивной парламентской монархии в азиатских странах. |
2 |
1 |
|
Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие Китая во второй половине 20 века Положение Китая после 2МВ. Образование КНР. Курс ускоренного социализма. Культурная революция и ее последствия. Политика Ден Сяопина. Превращение Китая в экономически сильное и влиятельное государство. Сложности взаимоотношений Китая со странами. |
2 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Сравнительная характеристика развития Японии и Китая во второй половине 20в. Заполнение таблицы в рабочих тетрадях. Цель: Закрепление навыков работы по систематизации исторических фактов. |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция. Развитие стран Ближнего востока во второй половине 20 века. Направления развития стран Ближнего востока. Индия и Пакистан. Становление Израильского государства. Афганистан. Иран. Ирак. Роль данного региона в развитии мирового сообщества. |
2 |
1 |
|
|
Лекция. Развитие стран Латинской Америки во второй половине 20века. Основные тенденции развития стран Латинской Америки: Чили, Аргентина, Куба, Мексика. Анализ нестабильности политического развития в данных странах. Современные проблемы стран Л.Америки: уровень жизни, миграционные процессы и др. Интеграция в мировою экономику. |
1 |
1 |
|
|
Семинар: Работа в тетрадях: Режим военной диктатуры А.Пиночета и «народной диктатуры» Ф.Кастро. |
1 |
1,2 |
|
|
Тема2.5. Направления развития СССР во 2пол.20в. |
Лекция. Развитие СССР в 50-80 годы, направления внешней политики. Новое политическое «советское мышление» во времена правления Н.С.Хрущева. Роль «карибского кризиса» на внешнеполитические отношения СССР с США, Европой, Китаем. «Доктрина Л.И.Брежнева». Обострение отношений СССР со странами В.Европы. Ввод войск в Афганистан. |
2 |
1,2 |
|
|
Самостоятельная работа: Поиск материалов в СМИ по Афганской войне и ее последствиям для советского общества. Выполнение сообщений. Цель: отработать навыки работы с дополнительным материалом; закрепить навыки публичного выступления. |
1 |
1,2 |
|
|
Лекция. Развитие СССР в 80-г.Развал СССР и его мировые последствия. Политика М.С.Горбачева и потепление международных отношений. Кризис коммунистических режимов в В.Европе. Развал ОВД. Распад СССР. «Эпоха Ельцина». Поиск сфер международного сотрудничества. |
2 |
1,2 |
|
|
Самостоятельная работа: поиск материалов СМИ о направлениях внешнеполитического курса в РФ (с 2000г. до 2013г.). Цель: закрепить навыки систематизации материала; выработать личную точку зрения по теме. |
1 |
1,2 |
|
Раздел 3. Сущность и причины локальных и региональных межгосударственных конфликтов в к.20-нач.21вв. |
|
7 |
|
|
Тема 3.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями. |
Лекция. Локальные войны с глобальными последствиями. Роль военно-политического противостояния систем в назревании югославского конфликта(1999г.). Война в Персидском заливе. Сущность и особенности проведения операции «Буря в пустыне». Военная операция против «Аль-Каиды». Операция «Возмездие». |
2 |
1 |
|
|
Лекция. Локальные войны с глобальными последствиями (продолждение). Атомные программы Ирака и КНДР. «Сдерживание силой» войсками НАТО в Сирии, Ливане, Иране. Участие сил США и РФ в войне Грузии и Осетии. Арабо-израильский конфликт и проблемы его разрешения. Борьба с режимом Каддафи и последствия установления «демократии по-восточному» типу. |
2 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Поиск материалов СМИ по грузино-осетинскому конфликту. Сделать вывод об участии России в данном конфликте. Цель: отработка навыков анализа исторических фактов; выработать умение аргументировать свою точку зрения. |
1 |
1,2 |
|
Тема 3.2. Международная глобальная безопасность. |
Лекция. Международная глобальная безопасность. Международные террористические организации и их цели. Мир продолжает вооружаться: анализ показателей роста расходов от ВВП на военную отрасль по странам. |
2 |
1 |
|
Раздел 4. Международные отношения и процессы политического развития стран мира за первое десятилетие 21в. |
|
4 |
|
|
Тема 4.1. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. |
Лекция. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной и международной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Комплекс мероприятий по борьбе с террористической угрозой. |
1 |
1,2 |
|
Тема 4.2. Политическое взаимодействие стран мира. Проблемы международного сотрудничества. |
Лекция. Политическое взаимодействие стран мира. Проблемы международного сотрудничества. Международные мировые соглашения и пути их реализации. Геополитическая структура мира в прогнозах специалистов. Роль России в мировом сообществе. |
1 |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Подготовка презентации по темам «Новейшей всеобщей истории». Цель: закрепление изученного материала; отработка навыков выполнения презентации, логического наполнения слайдов. |
2 |
2,3 |
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и средств);
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Учебное заведение :
ГБПОУ МО
"Воскресенский колледж"
Адрес колледжа:
г.Воскресенск,
ул.Ленинская, д.1а
Адрес ОСП №3:
ул.Коммуны, д.1
Сайт:
E-mail :
Ermishlen@yandex.ru