2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«История» для студентов по специальности ЭБУ.

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

Часов

 

Уровень

усвоения

*

 

Введение

Общая  характеристика и периодизация новейшей истории

2

1

 

Раздел 1.

Послевоенное устройство мира.

Этапы «Холодной войны».

 

19

 

Тема1.1. Послевоенное мирное урегулирование стран Европы.

Лекция: Послевоенное устройство мира.

Сравнительная характеристика 1МВ и 2МВ. Последствия 2МВ. Зарубежные учебники о роли стран Европы, США и СССР в победе над фашисткой коалицией. Интересы СССР, США ,Франции и Великобритании в послевоенном переустройстве мира. Политика в отношении Германии.

2

1

 

Самостоятельная работа: Повторить этапы 1МВ и 2МВ.

Цель: закрепить изученный материал

1

1,2

 

Лекция: Вопросы коллективной безопасности в мире. Начало нового противостояния.

Вопросы коллективной безопасности - возникновение ООН. Речь У.Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумена «о сдерживании коммунизма». «План Маршалла». Начало «Холодной войны».

2

1

 

Самостоятельная работа: Поиск материала  в СМИ о создателях ядерной и водородной бомб. Доклад о испытании оружия массового поражения.

Цель: освоить навыки работы с дополнительным материалом

1

1,2

 

Лекция: Военно - политические блоки второй половины 20ека и их значение.

Создание военно-политических блоков: цели, принципы, содержание деятельности

1

1

 

Семинар: Деятельность военно-политических блоков .

Работа с источниками. Составить таблицу по деятельности ООН, НАТО,СЭВ,ОВД и др.

Цель: закрепить умения систематизации исторических данных.

1

1,2

 

Тема 1.2. Этапы «Холодной войны»

Лекция. «Холодная война». Первый этап.

Последствия испытаний оружия массового поражения: гонка вооружений. Первый этап: Корейская война как первый опыт «Холодной войны». Интересы США и СССР в ходе китайско-японской войны. Приход к власти Мао Цзедуна.

2

1

 

Самостоятельная работа: Читать материалы учебника о ходе Корейской войны. Доклад:

« Великий Мао и система «сталинизма».

Цели: закрепить навыки работы с историческим материалом; отработать умения первичного анализа данных.

1

1,2

 

 Лекция. Содержание второго и третьего этапов «Холодной войны».

Второй этап: Национальные конфликты в Югославии, Греции и их роль на противостояния биполярного мира. «Карибский кризис» и выработка первых механизмов «сдерживания» ядерной войны.

Третий этап: Мирные договоры 70-х годов, реальности в их выполнении США и СССР. и гонка вооружений в 80-х гг.

2

1

 

Самостоятельная работа: Разобрать и законспектировать материалы учебника и Хрестоматии о ходе Карибского кризиса.

Цель: изучить новые данные по тем; отработать навыки конспектирования.

1

1

 

Лекция. Завершение «Холодной войны» после развала СССР. Возобновление «Холодной войны» на современном этапе.

Четвертый этап: Договоры о разоружении. Роль М.С.Горбачева в снижении напряженности мирового сообщества. Распад СССР. Вопросы об окончании «Холодной войны» и накал противостояния РФ и США на современном этапе. Ядерное оружие в руках экстремистских террористических организаций и стран третьего мира.

2

1

 

Самостоятельная работа: Поиск материалов СМИ о современном наращивании ядерного потенциала и демонстрации сил отдельными станами.

Цель: Расширить кругозор, выработать самостоятельную точку зрения по проблеме.

1

1,2

 

 

Тема 1.3. Страны «третьего мира». Борьба за независимость, падение колониальной системы.

Лекция. Борьба за независимость развивающихся и отсталых стран в период «Холодной войны».

Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Вопросы преодоления отсталости. Образование новых государств и религиозных диаспор. Возникновение разновидности тоталитарного режима-исламизма.

1

1

 

 

Семинар: Дискуссия на тему: «Закончилась ли «Холодная война» с развалом СССР?» Работа в командах.

1

2,3

 

Раздел2. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы, США и Азии во 2 пол 20в.

 

30

 

Тема2.1. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы.

Лекция. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы.

Социально-экономическое развитие стран З.Европы. Роль плана Маршалла в восстановлении Европы. Особенности развития по странам: Франция, Италия, Великобритания. Показатели роста ФРГ. Сравнительная характеристика с Восточной Европой.

2

1

 

Самостоятельная работа: Изучение материалов учебника по развитию стран Франции, Британии, Италии. Доклад: «Ш.де Голль и его наследие о Франции».

Цель: закрепить изученный материал; освоить навыки публичного выступления.

1

1,2

 

Лекция. Политические модели демократизации общества в Западной Европе.

Анализ социально-экономических показателей по З.Европе в сравнении с США, Японией,  СССР. Политические модели демократизации общества. «Тетчеризм» и неоконсерватизм Европы в 80-90хгг.

2

1

 

Тема2.2. Социально-экономическое и политическое развитие стран Восточной Европы во 2 пол.20 в.

Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие стран Восточной Европы.

Образование социалистического лагеря. Модели социализма в Венгрии, Югославии, Болгарии, Румынии, Польше и Чехословакии.

2

1

 

Самостоятельная работа: изучение материала учебника и хрестоматии. Подготовка к семинару.

Цель: закрепить изученный материал, отработать навыки систематизации исторических фактов.

1

1

 

Лекция. Особенности социализма в странах Восточной Европы. Отношения с СССР.

Взаимоотношения стран Восточной Европы в рамках СЭВ и Организаций Варшавского договора. Режим Н.Чаушеску и «социализм с человеческим лицом» А.Дубчека. «Пражская весна» и кризис доверия к СССР.

1

1

 

Семинар: Трудности взаимоотношений восточной Европы и СССР. Дискуссия: зависимость или сотрудничество В.Европы и СССР (Работа в командах). Задание в рабочих тетрадях индивидуально.

1

1,2

 

Тема 2.3. Социально-экономическое и политическое развитие США во 2пол.20 в.

Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие США во второй половине 20века.

Итоги 2МВ для США. Роль финансового  и военно-политического лидерства США в странах Европы и Азии. Политика Р.Никсона. «Рейганомика» и идея «всеобщего благоденствия». Правление Д.Буша, Клинтона, Дж.Буша мл.  в США. Изменения внешнеполитического курса.

2

1

 

Самостоятельная работа: Поиск материалов в СМИ. Противоречия общественно-политических и молодежных движений в США 80-90гг.

Цель: расширить кругозор по теме; сформировать самостоятельную точку зрения.

1

1,2

 

Семинар: Работа в тетрадях: «Сравнительная характеристика « тетчеризма» и «рейганомики». Обсуждение: Неоконсерватизм и обострение внешнеполитических отношений в мире.

2

2,3

 

Тема 2.4. Основные направления развития стран Азии , Ближнего Востока и Латинской Америки во 2 пол 20в.

Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие Японии во второй половине 20 века.

«Экономическое чудо» в Японии. Изменение политического и экономического статуса Японии в мире. Опыт прогрессивной парламентской монархии в азиатских странах.

2

1

 

Лекция. Социально-экономическое и политическое развитие Китая во второй половине 20 века

Положение Китая после 2МВ. Образование КНР. Курс ускоренного социализма. Культурная революция и ее последствия. Политика Ден Сяопина. Превращение Китая в экономически сильное и влиятельное государство. Сложности взаимоотношений Китая со странами.

2

1

 

Самостоятельная работа: Сравнительная характеристика развития Японии и Китая во второй половине 20в. Заполнение таблицы в рабочих тетрадях.

Цель: Закрепление навыков работы по систематизации исторических фактов.

1

1,2

 

Лекция. Развитие стран Ближнего востока во второй половине 20 века.

Направления развития стран Ближнего востока. Индия и Пакистан. Становление Израильского государства. Афганистан. Иран. Ирак. Роль данного региона в развитии мирового сообщества.

2

1

 

Лекция. Развитие стран Латинской Америки во второй половине 20века.

Основные тенденции развития стран Латинской Америки: Чили, Аргентина, Куба, Мексика. Анализ нестабильности политического развития в данных странах. Современные проблемы стран Л.Америки: уровень жизни, миграционные процессы и др. Интеграция в мировою экономику.

1

1

 

Семинар: Работа в тетрадях: Режим военной диктатуры А.Пиночета и «народной диктатуры» Ф.Кастро.

1

1,2

 

Тема2.5.

Направления развития СССР во 2пол.20в.

Лекция. Развитие СССР в 50-80 годы, направления внешней политики.

Новое политическое «советское мышление» во времена правления Н.С.Хрущева. Роль «карибского кризиса» на внешнеполитические отношения СССР с США, Европой, Китаем. «Доктрина Л.И.Брежнева». Обострение отношений СССР со странами В.Европы. Ввод войск в Афганистан.

2

1,2

 

 

Самостоятельная работа: Поиск материалов в СМИ по Афганской войне и ее последствиям для советского общества. Выполнение сообщений.

Цель: отработать навыки работы с дополнительным материалом; закрепить навыки публичного выступления.

1

1,2

 

 

Лекция. Развитие СССР в 80-г.Развал СССР и его мировые последствия.

Политика М.С.Горбачева и потепление международных отношений. Кризис коммунистических режимов в В.Европе. Развал ОВД. Распад СССР. «Эпоха Ельцина». Поиск сфер международного сотрудничества.

2

1,2

 

 

Самостоятельная работа: поиск материалов СМИ о направлениях внешнеполитического курса  в РФ  (с 2000г. до 2013г.).

Цель: закрепить навыки систематизации материала; выработать личную точку зрения по теме.

1

1,2

 

Раздел 3.

Сущность и причины локальных и региональных межгосударственных конфликтов в к.20-нач.21вв.

 

7

 

 

Тема 3.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями.

Лекция. Локальные войны с глобальными последствиями.

Роль военно-политического противостояния систем в назревании югославского конфликта(1999г.). Война в Персидском заливе. Сущность и особенности проведения операции «Буря в пустыне». Военная операция против «Аль-Каиды». Операция «Возмездие».

2

1

 

 

Лекция. Локальные войны с глобальными последствиями (продолждение).

Атомные программы Ирака и КНДР. «Сдерживание силой» войсками НАТО в Сирии, Ливане, Иране. Участие сил США и РФ в войне Грузии и Осетии. Арабо-израильский конфликт и проблемы его разрешения. Борьба с режимом Каддафи и последствия установления «демократии по-восточному» типу.

2

1

 

 

Самостоятельная работа: Поиск материалов СМИ по грузино-осетинскому конфликту. Сделать вывод об участии России в данном конфликте.

Цель: отработка навыков анализа исторических фактов; выработать умение аргументировать свою точку зрения.

1

1,2

 

Тема 3.2. Международная глобальная безопасность.

Лекция. Международная глобальная безопасность.

Международные террористические организации и их цели. Мир продолжает вооружаться: анализ показателей роста расходов от ВВП  на военную отрасль по странам.

2

1

 

Раздел 4. Международные отношения и процессы политического развития стран мира за первое десятилетие 21в.

 

4

 

 

Тема 4.1. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях.

Лекция. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях.

Основные виды национальной и международной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Комплекс мероприятий по борьбе с террористической угрозой.

1

1,2

 

Тема 4.2. Политическое взаимодействие стран мира. Проблемы международного сотрудничества.

Лекция. Политическое взаимодействие стран мира. Проблемы международного сотрудничества.

Международные мировые соглашения и пути их реализации. Геополитическая структура мира в прогнозах специалистов. Роль России в мировом сообществе.

1

1

 

 

Самостоятельная работа: Подготовка презентации по темам «Новейшей всеобщей истории».

Цель: закрепление изученного материала; отработка навыков выполнения презентации, логического наполнения слайдов.

2

2,3

 

 

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и средств);

2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).